Доктор искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки
Московской государственной консерватории
имени П.И. Чайковского

2014 № 4

Труды А. В. Михайлова, посвященные осмыслению специфики австрийской художественной куль­туры XVIII-XX веков, имеют большое значение для развития русского музыковедения. Михайлов бескомпромиссно критиковал сложившееся в советской науке понятие «австро-немецкой музыки». Согласно его полемическому тезису, «между немецкой и австрийской культурой примерно такая же разница, как между русской и французской». Одной из главных особенностей австрийского искусства указанного периода ученый считал его глубокую связь с интеллектуальными и художественными традициями барокко. Представления, выкристаллизовавшиеся в Австрии под влиянием католицизма, утверждают торжество вечной ис­тины над всем земным, изменяющимся, находящимся в процессе становления. Столь разные ком­позиторы, как Моцарт, Шуберт и Брукнер, утверждают в искусстве взгляд на мир как на совершен­ство, гармонию и красоту. Мысль о специфике австрийской культуры раскрывается у Михайлова через целый ряд параллелей, проводимых между творчеством великих литераторов и композиторов. Статичность музыки Брук­нера он сопоставляет с неспешностью разворачивания событий в романах Штифтера. «Внешние» проявления «австрийского духа» у Гофмансталя — с превращением венского вальса в язык вечной красоты у Р. Штрауса. Творчество Шёнберга ученый соотносит с феноменом школы Стефана Георге. Признавая оперу «Лулу» «итоговым и вершинным созданием австрийской культуры», Михайлов подчеркивал единство традиций австрийской музыки от ораторий Гайдна до трагических сочине­ний Берга. На протяжении по меньшей мере двух столетий эта традиция, вместе со всей культурой Австрии, хранила верность лейбницевскому идеалу совершенного мира, воплотившемуся во мно­жестве непохожих друг на друга художественных шедевров.

Ключевые слова: А. В. Михайлов, австрийская культура, австрийская музыка, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, А. Брукнер, Г. Малер, А. Шёнберг, А. Веберн, А. Берг