Авторы:  Инна ИГЛИЦКАЯ Лариса ГЕРВЕР 
 Преподаватель ДШИ
им. И. С. Баха
 Доктор искусствоведения,
профессор Российской академии музыки
имени Г несиных

2014 № 4

В статье кратко излагаются творческая биография Александра Чугаева (1924-1990) — композитора, исследователя-музыковеда, педагога — и некоторые его взгляды, относящиеся к области полифонии. Основные интересы Чугаева-исследователя связаны с теорией фуги и вопросами полифоническо­го склада. В частности, Чугаев предложил своеобразный подход к форме фуги у Баха как складыва­ющейся из двух частей — вопреки распространенной точке зрения о нормативности трехчастного строения. К теории фуги также относится и принадлежащая ему классификация разновидностей тонального ответа. Чугаев предлагает различать тональный ответ на модулирующую тему и на не­модулирующую тему, тональный ответ, варьирующий вводнотоновую интонацию, и др. Характер­ное для Чугаева стремление к строгости теоретического изложения привело его к необходимости уточнить значение ряда распространенных терминов: склад, фактура, полифония, контрапункт. В связи с вопросами склада и фактуры Чугаев вводит понятие «полифонно-гармонический склад», описывает его свойства и разновидности. Еще одна тема, освещенная Чугаевым по-новому, — голо­соведение. Ее изучение потребовало введения новых терминов: «синтаксическая устремленность мелодических образований», «целевой элемент мелодико-гармонического развития», «зоны лине- арности», «выразительная дисгармоничность» и др. На основании новых понятий Чугаев формули­рует основную закономерность свободного полифонического изложения, устанавливающую зави­симость качества голосоведения от линеарных и синтаксических свойств голосов.

Ключевые слова: Чугаев, Шостакович-педагог, фуга Баха, склад, фактура, полифония, контрапункт,
полифонно-гармонический склад, выразительная дисгармоничность