Автор: Елена Ровенко

2014 №1

Среди современников Дебюсси, интере­совавшихся его музыкой, Анри Бергсон занимает особое место. Утвердив в пра­вах психологическое время, философ от­разил общие тенденции эпохи рубежа XIX-XX веков, которые нашли вопло­щение и в искусстве. Поэты и художни­ки-символисты отправились на поиски не только вечности, но и времени жиз­ни сознания — последнее эквивалентно бергсоновскому феномену длительности (la durée). Однако сам философ выбирает именно музыку Дебюсси в качестве зву­чащего воплощения la duree. В настоящей статье предпринимается попытка выя­вить основания подобного сопоставле­ния, исходя из характеристик звукового мира Дебюсси.

Ключевые слова: Клод Дебюсси, Анри Бергсон, la durée, художественное время, мировоззрение эпохи, воспринимающее сознание, концепция «соответствий» (correspondances)

Читать полный текст (PDF) →