Автор: Владимир Чинаев

2013 № 3

Черты стилистической и поэтологической общности К. Дебюсси и С. Малларме рассматриваются под углом зрения французской символистской эстетики. Цель статьи — ​показать, что креативность Дебюсси, утверждающая принципиально новую систему музыкальной выразительности, во многом родственна революционности поэтического творчества Малларме. В центре внимания находятся такие имманентные художественные метафоры и понятия символизма, как Невыразимое, Тайна, непознаваемая Идея; согласно символистской концепции творчества, духовные «истины» и «идеи» бытия, скрытые за видимос­тями конкретных явлений, могут быть выражены с помощью Суггестии, Намека, но также — ​посредством абстрактной Арабески как символистской аллегории Чистого искусства. В статье прослеживается, кáк именно эти, наиболее общие, принципы символизма способны формировать многомерный и вместе с тем отвлеченный характер художественного образа. Предпринята попытка показать, как суггестивно-неоднозначная глубина содержания и самоценная красота музыкального звука, поэтического слова могут образовывать напряженное поле взаимодействия даже в условиях одного произведения. В основе сравнительного анализа, сопоставлений и аналогий — ​фортепианные Прелюдии Дебюсси, поэтические сочинения позднего Малларме, их теоретические статьи и корреспонденция; главные положения статьи подкрепляются некоторыми концепционными идеями и образно-смысловыми параллелями творчества единомышленников Малларме и Дебюсси (П. Верлен, М. Метерлинк, О. Редон, Дж. Уистлер и др.), а также мыслями современных исследователей. Многие цитируемые источники фигурируют в русскоязычном искусствоведении впервые.

Ключевые слова: Дебюсси, Малларме, французский символизм, символизм в музыке, арабеска