Автор: Екатерина Антоненко

2012 № 2

Пребывание Бальдассаре Галуппи в России, несмотря на свою относительную краткость — ​всего 3 года (1765–68), оказало значительное влияние на развитие русской музыкальной культуры. Российский Императорский двор с нетерпением ждал приезда Галуппи — ​знаменитейшего оперного композитора своего времени. Однако примечательно, что работая в России, композитор вышел за рамки оперных и придворных жанров, создав ряд сочинений для русской православной церкви. И в то время как оперы Галуппи имели огромный, но кратковременный, успех при Петербургском дворе, его духовные концерты вскоре стали исполняться и вдали от столиц, во многих областях России, о чем свидетельствуют рукописные источники. Сочинения Галуппи приобрели популярность в стране задолго до своего первого издания (1816–18), осуществленного учеником Галуппи, Д. Бортнянским. По мнению многих музыковедов, Галуппи является родоначальником жанра духовного концерта. Несмотря на то, что звучание «итальянских» песнопений в контексте православного богослужения не перестает вызывать горячие споры, подобный стиль долгое время оставался господствующим. Статья содержит новые свидетельства об исполнении концертов Галуппи в русс­ких церквях во второй половине XVIII — ​начале XIX в.: на это указывают рукописи из архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Берлина. В частности, исследование рукописи в Государственной библиотеке Берлина дало нам возможность установить авторство Галуппи для партитуры, ошибочно приписанной Бортнянскому.

Ключевые слова: Галуппи, русская духовная музыка, Бортнянский, Плотию уснув

Читать полный текст (PDF) →