Автор: Ирина Блауберг
Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник
Института философии  Российской академии наук
119991, Москва,
ул. Волхонка, д. 14/5

2015 № 3

                                                  Аннотация

В своей концепции музыкального творчества французский философ Владимир Янкелевич (1903–1985) во многом опирался на идеи Бергсона, который полагал, что из всех искусств именно музыка наилучшим образом передает «чистую длительность». Музыка по самой своей сути — темпоральное искусство, и с этим связаны, по Янкелевичу, присущие ей парадоксы: экспрессивности и не экспрессивности, повторения и новизны и др. Музыка и философия сходны в том, что обе, каждая по-своему, пытаются «выразить невыразимое», не что такое, что коренится в глубине человеческого опыта, самого существования. Тема невыразимого — одна из ведущих в творчестве Янкелевича — в осходит к мистической традиции. В его работах о музыке она выступила в особой форме, получившей название «не гативной эстетики» (по аналогии с «негативной теологией»). По словам одного из исследователей, философ «противопоставляет чудо творчества империализму знания».

Ключевые слова: музыка, время, длительность, невыразимое,
Бергсон, Янкелевич, необратимость