ФИГУРА КАСПАРА ФЁРСТЕРА МЛАДШЕГО
(1616-1673)
В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ И
СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Авторы: Виталий Жданов, Роман Насонов

 

2014 № 3

В статье критически рассмотрены и систематизированы современные представления о творчестве Каспара Фёрстера Младшего и на этом основании дана оценка его значения для северонемецкой музыкальной культуры середины XVII века. Современники композитора оставили восторженные отзывы о его музыке, однако наследие Фёрстера дошло до нас далеко не в полном виде (не сохра­нились, в частности, опера и другие светские произведения, написанные для датского двора). Со­хранившиеся сочинения образуют три группы: 1) латинские церковные песнопения; 2) духовные диалоги; 3) сонаты для двух скрипок, виолы да гамба и континуо. Консервативный стиль духовных концертов можно объяснить их связью с музыкальными традициями Данцига, родного города Фёр­стера. Духовные диалоги отмечены влиянием музыки Кариссими (возможно, одного из учителей Фёрстера), однако именно эта ветвь наследия композитора не получила продолжения в творчестве его немецких современников. Сонаты примечательны своим импровизационным характером и ис­пользованием северонемецкого «фантазийного стиля»; именно в этом жанре наиболее заметно вли­яние музыки Фёрстера на творчество Букстехуде, который мог быть его учеником.

Одна из ключевых фигур в распространении итальянского стиля в Германии, Фёрстер помог род­ному региону выйти на уровень лучших достижений европейского искусства. Однако наибольшего влияния он достиг, по-видимому, в тех жанрах, в которых учитывал особенности северонемецкой традиции. В приложении к статье публикуется перевод документов о жизни и творчестве Фёрсте- ра, снабженный критическим комментарием.

Ключевые слова: музыка барокко, Каспар Фёрстер Младший, Иоганн Маттезон, Марко Скакки, Джакомо Кариссими, Кристоф Бернхард, Дитрих Букстехуде, северонемецкий духовный концерт, духовный диалог, фантазийный стиль