Введение в проблематику

Автор: Маргарита Есипова

2013 № 4

Статья впервые дает читателю широкое представление о музыкальной иконографии главных направлений буддизма —  хинаяны, махаяны, ваджраяны. Иконографические данные сопоставляются с традициями культовой музыки буддизма, а также придворной музыки Китая эпохи Тан и Японии. Сравнительно-исторический анализ изображенных музыкальных сцен, инструментов и ансамблей позволяет реконструировать этапы развития музыкальной культуры древней и средневековой Индии и пополнить знания в облас ти истории формирования музыкальных культур Китая, а также Тибета, Кореи, Японии и древних государств Юго-Восточной Азии. Автором идентифицированы музыкальные инструменты, изображенные в руках небесных музыкантов, а также инструменты-атрибуты определенных персонажей пантеона основных направлений буддизма; кратко изложена история этих инструментов. Прослеживается преемственность китайской, тибетской и т. д. музыкальной иконографии по отношению к древнеиндийской, выявлены различные инокультурные напластования.

Ключевые слова: буддийская музыкальная иконография, буддийская музыка,
музыкальные инструменты, дуговая арфа, Сукхавати,
Тушита, Тара, Сарасвати, Дхритараштра, Дуньхуан,
киннара, апсара,
гандхарва, калавинка,
шабда пуджа, райгодзу