Автор: Игорь КУЗНЕЦОВ

2011 № 2

Существующий курс полифонии у музыковедов в Московской консерватории покоится на мощном фундаменте историзма, его истоком послужили идеи Г. Лароша и С. И. Танеева. Во второй половине ХХ века курс принял современный вид, и огромный вклад в это внесли профессора С. С. Богатырев, С. С. Скребков, А. Г. Чугаев, Т. Ф. Мюллер, В. В. Протопопов. В. В. Протопопов сделал неразрывной связь теории и истории полифонии, раскрыв в своем многотомном труде широкую панораму явлений полифонии практически во всех жанрах западноевропейской и русской музыки с XV и до второй половины XX века.

Им же были сделаны фундаментальные открытия в области полифонической формы И. С. Баха и его предшественников — и, что также очень важно, разработаны принципы формообразования в произведениях строгого стиля (XV–XVI в.) и старинной русской музыки (XVII–XVIII в.). Эти исследования стимулировали интерес учеников и последователей В. В. Протопопова к разным историческим этапам полифонии. В трудах Ю. К. Евдокимовой панорама полифонии раздвинута до средневековья — начала ее зарождения; Н. А. Симакова и Т. Н. Дубравская существенно дополнили наши знания о формах музыкального мышления и контрапункте в эпоху Возрождения, введя в учебную практику новые имена, сочинения, старинные трактаты. Теперь вектор их научных интересов устремлен в ХХ век.

Читать полностью (PDF) →