Автор: Роман Насонов

2011 № 1

В статье раскрывается религиозно-нравственный смысл двух поздних шедевров творчества В. А. Моцарта: оперы Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni и Реквиема. Анализ либретто Да Понте и музыкальной драматургии оперы позволяет выделить в ней два ключевых момента: отказ героев от «долга чести» (кровавого возмездия Дон Жуану) и ужас композитора перед тем, что он должен запечатлеть в финале своего произведения, — карой грешника свыше, в соответствие с законами разумной справедливости. Особенности словесного текста и музыка некоторых важнейших сцен позволяют предположить, что, среди прочих, в истории «наказанного распутника» отразились средневековые представления, запечатленные в секвенции Dies irae. В своем последнем творении Моцарт имел возможность обратиться к ее тексту непосредственно и тем самым открыто выразить собственное отношение к идее Страшного Суда. Авторские страницы Реквиема полны ужаса перед грядущим возмездием, передают растерянность человека-грешника, ожидающего справедливого наказания. Суть средневековой секвенции —молитва о Божей милости — не находит отражения в музыке Моцарта. Не имея веры в милосердие традиционных божеств, умирающий композитор оставил миру несколько тактов Lacrimosa — в которых и грешники, и праведники (если таковые имеются) оплаканы без разделения, по законам собственной, моцартовой морали…

Ключевые слова: В. А. Моцарт, Л. Да Понте, «Дон Жуан», «Реквием» Моцарта,
секвенция
Dies irae, либретто, музыка и слово

Читать полный текст (PDF) →