Автор: Стивен УОЛШ
Профессор Школы музыки Университе­та города Кардиффа

Перевод c английского Светланы САВЕНКО

2014 № 4

Идея метрической ячейки с одним ударением, лежащая в основе экспериментальных ритмов «Весны священной», принадлежит к числу музыкальных техник, происхожде­ние которых уходит корнями в творчество предшественников Стравинского — компо­зиторов Могучей кучки. Эту технику можно возвести к речевой мелодии некоторых вокальных сочинений Мусоргского или, по меньшей мере, с ней сопоставить. Пред­ставляется, что впоследствии Стравинский обратил внимание на этот аспект «Вес­ны» и счел его заслуживающим дальнейшего развития; «монометрия», как он назы­вал эту технику, обнаруживается в эскизах швейцарского периода и характеризует многие относящиеся к нему сочинения. Модифицировав идею монометрии, Стра­винский реализовал в наиболее значительных произведениях неоклассического пе­риода концепцию метрической модуляции; наиболее показателен в этом отношении «Царь Эдип», где пропорциональные метрономические обозначения осуществляют контроль над музыкой целых сцен с помощью многократных и сложных смен темпов. Эти пропорции редко соблюдаются во время исполнений (в т. ч. и осуществленных под управлением самого композитора) — возможно даже, что этого не происходит ни­когда; но само их наличие в партитуре показывает, что, по меньшей мере, в процессе сочинения Стравинский оставался верным наследником типичной для русских ком­позиторов склонности опираться на формульные структуры.

Ключевые слова: «Весна священная», «Пять монометрических пьес», Мусоргский,
метрические единицы, расстановка тактовых черт,
пропорциональность метрономических обозначений