(история Рождества в интерпретации

Х. Шютца и И. С. Баха)

Очерк второй:

«Как мне принять Тебя?»

Автор: Роман Насонов

2010 № 2

Настоящая публикация — заключительный из двух очерков, посвященных трактовке евангельского рассказа о Рождестве великими немецкими композиторами эпохи барокко. «Рождественская оратория» И. С. Баха представлена в ней как целостное по замыслу высказывание композитора о Христе и о христианской вере. Единство цикла определяется не только непрерывностью библейского повествования (а также музыкальными связями между отдельными частями оратории), но и особым подходом к его осмыслению: текст и музыка номеров, звучащих в ответ на речитатив Евангелиста, во многих случаях отсылают к «параллельным местам» Священного Писания, к широкому библейскому контексту. Подчеркивается связь «Рождественской оратории» с образами и идеями двух великих Пассионов Баха (а также близость этих сочинений в жанровом отношении). В частности, это касается первой части оратории, где получили отражение духовные темы Адвента. Публикация очерка будет завершена в следующем номере журнала.

Ключевые слова: И. С. Бах, «Рождественская оратория», оратория, кантата,
«Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», либретто, 
музыкальная семантика, музыка барокко.

Читать полный текст (PDF) →