полистилистика или утопия свободы?

Автор: Надежда Донцева

2011 № 1

Статья суммирует сведения об использовании джазовой музыки в творчестве Б. А. Циммермана и выявляет причины интереса композитора к этому феномену. В широком контексте рассматривается история взаимоотношений Циммермана с джазом, начиная от первых опытов в сфере развлекательной музыки и заканчивая масштабными проектами с профессиональным фриджазовым коллективом — «Квинтетом Манфреда Шоофа». Анализ ряда сочинений позволяет классифицировать джазовые идиомы у Циммермана, определить характерный для их появления смысловой контекст. Использование элементов джаза представлено в связи с идеей «плюралистического метода» Циммермана (родственного полистилистике), но при этом констатируется особое положение джазовой музыки в мировоззрении и художественной практике композитора. И в своих текстах о музыке, и в собственно музыкальных произведениях (традиционно содержащих многочисленные литературные аллюзии) Циммерман мыслил джазовую импровизацию как одно из ярчайших проявлений «свободы» в современном искусстве. Импровизация джазовых музыкантов, преодолевая детерминизм композиционных структур, часто становится знаком свободного выбора человека, в том числе, его свободы уйти из жизни — поступка, который в сочинениях последних лет жизни Циммермана воспринимается как единственное подлинное проявление свободы.

Ключевые слова: Б. А. Циммерман, джаз, фри-джаз,
импровизация, блюз, время,Паунд, Камю,
Канетти, плач, смерть, свобода

Читать полный текст (PDF) →