(из творчества 1970–2000-х годов)

Автор: Елена Андрущенко
Кандидат искусствоведения,
доцент кафедры музыкального менеджмента
Ростовской государственной консерватории
имени С. В. Рахманинова
344002, Ростов-на-Дону,
Буденновский пр., 23

2015 № 3 (22)

Аннотация

В статье характеризуется показательная особенность, которая присуща эволюции жанров мюзикла и киномюзикла на протяжении 1970–2000-х годов. Речь идет о процессе постепенного сближения названных массовых жанров с академическими (особенно с оперой). Этому способствуют многообразные «диалоги» (сопряжения и взаимодействия), которые достигают кульминации в творчестве анализируемого композитора Э. Ллойда-Уэббера (род. 1948). Автор статьи обращается к произведениям Ллойда-Уэббера, в которых существенное место принадлежит упомянутым «диалогам» с наследием Р. Вагнера и Дж. Верди: рок-опере «Эвита» (1978) и мюзиклу «Призрак оперы» (1986), а также к соответствующим киноэкранизациям (1996 и 2004, режиссеры А. Паркер и Дж. Шумахер). В частности, выявляются наиболее значимые переклички указанных сочинений с операми «Летучий голландец», «Закат богов» (на уровне концепционного замысла целого и важнейших сцен), «Лоэнгрин», «Травиата», «Трубадур», «Дон Карлос» (драматургические, жанровые, стилистические параллели, интонационно-тематическое родство).

Ключевые слова: Э. Ллойд-Уэббер, Р. Вагнер, Дж. Верди, мюзикл, киномюзикл, романтическая опера, А. Паркер, Дж. Шумахер