Замечания о метрических силах
и их разрушительном действии

 

Автор: Питер ван ден ТУРН

Почетный профессор музыки
Калифор­нийского университета
в городе Санта- Барбара (США)

Перевод Татьяны Верещагиной
под редакцией Константина Рычкова и Марины Насоновой

2014 № 4

Энергетика «Весны священной» и ее источник: замечания о метрических силах и их разрушительном действии

На материале «Взывания к праотцам» автор исследует взрывную природу ритми­ческих рисунков «Весны», вплоть до лежащих в их основе факторов параллелизма и смещения, непримиримый конфликт которых рождает эффект разрушения. Под­тверждением служит игра этих сил на мельчайшем уровне, как это хорошо видно во «Взывании к праотцам», с главным мотивом в верхнем слое фактуры и непосредствен­но примыкающим к нему повторением — сокращенным и смещенным по метру. Нере­гулярный, протяженностью в семь четвертей (иногда, однако, сокращенный на одну или две доли), главный мотив повторяется 13 раз подряд. В статье обсуждаются тип развития, который вытекает из этого изобретения, а также требования к исполнению такой музыки. Свойства мелодии, гармонии, ритма, оркестровки и артикуляции, ко­торые ранее могли находиться под воздействием «развивающей вариации», сохраня­ются здесь в неизменном виде, выступая фоном для того, что меняется на самом де­ле, — положения мотива относительно метрических акцентов. Разумное основание такой логики было, по сути дела, упущено из виду критиками Стравинского, пори­цавшими его за повторения, статику, механистичность и негибкость.

Ключевые слова: «Весна священная», метрический параллелизм, метрическое смещение,
развивающая вариация, Адорно, «Взывание к праотцам», нерегулярный метр