Автор: Владимир ЧИНАЕВ

  • Рецензия на книгу: Европейская музыка XIX века. Книга первая. Польша. Венгрия:
    учебное пособие / Ред.-сост.: К. В. Зенкин, Е. М. Царева. М.: Композитор, 2008. 528 с.

2010 № 1

Цикл учебных пособий, издаваемых кафедрой истории зарубежной музыки Московской консерватории1, пополнился новым изданием, которое открывает серию, посвященную музыке XIX века. Как пишут редакторы-составители первой книги серии,
раскрытие общих закономерностей эстетических и жанрово-стилевых тенденций романтической эпохи, их особенное претворение в европейских национальных музыкальных культурах составляют основную цель пособий. Этим определяется проблематика данного издания, выходящая за пределы обычных учебных пособий, — по сути это научный труд, который состоит из авторских очерков-исследований, написанных авторитетными специалистами современности К. В. Зенкиным, Г. В. Крауклисом, О. С. Фадеевой, Е. М. Царевой.
Перед авторами стояла непростая задача. С одной стороны, о Шопене и Листе (разносторонний анализ их творчества составляет основную часть книги) во всем мире уже написано столько исследований, что привнести что-либо новое, казалось бы, невозможно. С другой стороны, в оценках и характеристиках творчества двух гениев романтической эпохи существует немало штампов, которые уже давно таят в себе опасность «мертвых истин» и непоколебимой читательской скуки. Авторам
настоящего издания удалось найти новые научные ракурсы, позволившие выйти за пределы слишком знакомого и очевидного. При этом пиетет к классическим трудам И. Ф. Бэлзы, Я. И. Мильштейна, выдающимся теоретическим исследованиям Л. А. Ма-
зеля, В. А. Цуккермана, других корифеев отечественной музыкальной науки стал своеобразной точкой отсчета во многих аналитических рассуждениях настоящего издания; преемственность идей, их развитие и обогащение новым оригинальным видением & исторических фактов и стилевых черт является, пожалуй, главной научно-этической установкой авторского коллектива. Присутствие на страницах книги таких видных мировых авторитетов в сфере истории и теории романтической культуры, как Д. Сэмсон, А. Эйнштейн, К. Дальхауз, Б. Сабольчи, расширяет аналитический континуум очерков, подчеркивая актуальный характер современного издания. Главное достоинство коллективного исследования видится в том, что объективная подача материала здесь нашла замечательный и органичный синтез с оригинальными научными концепциями авторов.

Читать полный текст (PDF) →