Автор: Штефан Лоренц Зоргнер
Доктор философии, научный сотруд­ник

Института этики и новых техноло­гий (IEET)

2015 № 2

Аннотация

Трех великих реформаторов музыкальной драмы (Платона, В. Галилея и Вагнера) объединяет желание внушить слушателям нечто внемузыкальное. Целью Платона был политический порядок, Галилея — добродетельный образ жизни, а Вагнера — но­вая культура. Напротив, Глюк хотел лишь перейти от простого развлечения к более утонченной форме культурного досуга, связанной с опытом переживания подлин­ных чувств. Свои усилия он направлял на реформу собственно музыки, не стремясь специально к ее воздействию на внешний мир.

В первой части статьи я кратко освещаю основные тенденции предложенной Глю­ком оперной реформы. Во второй анализирую высказывания немецких мыслителей XIX века (Шопенгауэра, Вагнера, Ницше), которые ставили значение реформы Глю­ка под сомнение. В третьей, заключительной части я задаюсь вопросом, как следует оценивать реформу Глюка сегодня.

Ключевые слова: К. В. Глюк, оперная реформа, история оперы, музыкальная эстетика, внутримузыкальные и внемузыкальные цели создания оперы, Шопенгауэр, Ницше, Вагнер