Константин Владимирович ЗЕНКИН

  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
  • Проректор по научной работе Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
    Член Правления общества «Лосевские беседы», член Президиума Шубертовского общества.
    Член редакционной коллегии журнала «Музыковедение».

Родился в 1958 году в Москве.
В 1981 г. с отличием окончил фортепианный факультет Московской консерватории (класс Е. В. Малинина).
В 1983 г. также с отличием окончил теоретико-композиторский факультет (класс Е. М. Царёвой).
В 1987 году защитил кандидатскую диссертацию «Фортепианная миниатюра Шопена и ее место в историко-художественном процессе», в 1996 году — докторскую «Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма» (обе впоследствии были опубликованы как монографии).
В 2001 г. проходил научную стажировку в Институте музыкознания Венского университета у профессора Г. Грубера.

В 1982–2002 годах преподавал музыкальную литературу в ЦССМШ.
С 1990 года работает на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории (с 2000 года — профессор).
С 2009 г. — проректор по научной и творческой работе Московской консерватории.с 2009 года — проректор по научной работе.

Приоритетные области исследовательских интересов – история музыки, история европейской музыки Нового и Новейшего времени, философия музыки, история фортепианного исполнительства.

ПУБЛИКАЦИИ:
Книги

  • Фортепианная миниатюра Шопена. М., 1995
  • Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М., 1997
  • Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2001. Выпуск 1 включает статьи К. В. Зенкина:
    • Романтизм как историко-культурный переворот
    • Музыка в философско-эстетических воззрениях Вяч. И. Иванова. Прогнозы и реальность
    • Искусство в свете мифа и религии. К изучению эстетики А. Ф. Лосева
    • Рихард Вагнер в интерпретации А. Ф. Лосева
    • Стиль Рахманинова как выражение эпохи
    • Шуберт в мире Марии Юдиной
  • Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2003. Выпуск 2 включает статьи К. В. Зенкина:
    • Об эйдетических основаниях искусства. Лики в живописи Бориса Григорьева и понятие лика в русской религиозно-философской мысли.
    • Культура в пространстве музыки: 1. Музыкальный смысл и его имя. 2. Грешно ли христианину слушать Скрябина и был ли Прокофьев «мистическим онанистом»? 3. Музыка в «час нуль» культуры
    • О роли одного слова в операх Римского-Корсакова
    • Фаустовская тема в музыке Рахманинова
    • Николай Метнер в музыкальном мире своего времени
    • Мария Юдина в истории интерпретации старинной музыки
    • На пути к подлинному Бетховену (изучая «бетховениану» Марии Юдиной)
  • Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры. Вып. 3. Ростов-на-Дону, 2005. Выпуск 3 включает статьи К. В. Зенкина:
    • Симфонические этюды. 1. К вопросу о симфонизме 2. О симфонизме А. Брукнера и его внемузыкальных основаниях 3. Проблема симфонизма в музыке ХХ века
    • Музыкальная Вена. Город и образ
    • «Руслан и Людмила» М. Глинки и волшебная опера Запада (истоки и параллели)
    • «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и философия А. Лосева
    • К истории Грааля. Состязание с Р. Вагнером в Байройте

Статьи

  • Статьи в Энциклопедическом словаре юного музыканта. М., 1985
  • Система жанров фортепианной миниатюры Шопена. М., 1985
  • Интонационная концепция исторического процесса Б. Асафьева и некоторые проблемы музыкального романтизма (на материале творчества Шопена) // Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыкознании. Горький, 1986
  • О поэтике жанра фортепианной миниатюры // Музыкальный язык, жанр, стиль. М., 1987
  • Статьи в кн.: Ежегодник памятных музыкальных дат и событий-1988. М., 1987
  • Миниатюра – романтическая картина мира // Советская музыка. 1988. № 2
  • Статьи в кн.: Ежегодник памятных музыкальных дат и событий-1990. М., 1989
  • 18 статей: Ч. Айвз, Л. Бернстайн, Б. Бриттен, Г. Вольф, Б. Галуппи, А. Гретри, Л. Даллапиккола, К. Дебюсси, А. Жоливе, Г. Малер, Дж. Менотти, Д. Мийо, С. Монюшко, М. Огиньский, К. Шимановский, Ф. Шопен, И. Штраус, Ф. Шуберт – в кн.: Творческие портреты композиторов. М., 1989
  • О критерии жанрообразования в музыкально-историческом процессе // Музыкальные жанры: История и современность. Горький, 1989
  • Интонационная драматургия в цикле прелюдий Шопена // Проблемы драматургии в классическом наследии XVIII-XIX веков. М., 1989
  • Оперный театр // Энциклопедический словарь юного зрителя. М., 1989
  • Дж. Мейербер // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий-1991. М., 1990
  • Прокофьев и его «Золушка» // Сергей Сергеевич Прокофьев. Книга для школьников. М., 1990
  • Становление фортепианной миниатюры в музыке австро-немецкого романтизма // Проблемы музыкального искусства немецкоязычных стран. М., 1990
  • Романтизм и оперный театр // Проблемы романтической музыки XIX века. М., 1992
  • «Лирические пьесы» Грига и пути позднего романтизма // Проблемы романтической музыки XIX века. М., 1992
  • Фортепианная миниатюра в творчестве С. В. Рахманинова // Тезисы конференции «С. В. Рахманинов и мировое музыкальное искусство». Тамбов, 1993
  • Периферия в культуре // Музыкальная академия. 1993. № 3
  • Музыка и наука в философском творчестве А. Ф. Лосева // Музыкальная академия. 1994. № 5
  • Философ и музыка (о фестивале им. А. Ф. Лосева в Ростове-на-Дону) // Музыкальная жизнь. 1994. № 1
  • О чертах «всемирной отзывчивости» и «провинциализма» в русской музыкальной традиции // Периферия в культуре: Материалы международной конференции. Новосибирск, 1994
  • Шуберт и романтизм. О некоторых аспектах свободы выражения в фортепианных пьесах // Шуберт и шубертианство: Материалы научного симпозиума. Харьков, 1994
  • Мендельсон и развитие романтической фортепианной миниатюры // Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма. Харьков, 1995
  • Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и философия Лосева // Вопросы классической филологии. Вып. II. Философия. Филология. Культура. М., 1996
  • Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и философия Лосева // Контекст-1994, 1995. М., 1996
  • Музыка быта и ее жизнь в контексте культуры романтизма // Музыка быта в прошлом и настоящем: Сб. статей. Ростов-на-Дону, 1996
  • Мир Рахманинова в жанрах фортепианной миниатюры // Музыкальное искусство и культура: Наблюдения, анализ, рекомендации. Новосибирск, 1996
  • Проблемы музыкально-исторической концепции Б. Л. Яворского // Наследие Б. Л. Яворского. К 120-летию со дня рождения. М., 1997
  • Символ в мышлении Б. Л. Яворского // Наследие Б. Л. Яворского. К 120-летию со дня рождения. М., 1997
  • Диалектика классической и аклассической формы в фортепианной миниатюре Шумана // Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы. Харьков, 1997
  • О неоклассических тенденциях в музыке XX века в связи с феноменом Прокофьева // Искусство XX века: Уходящая эпоха? – Т. 1. Н. Новгород, 1997
  • Вальсы Шуберта в истории музыки // Франц Шуберт. Материалы международной научной конференции к 200-летию со дня рождения. М., 1997
  • А. Ф. Лосев и традиция философского осмысления музыкальных категорий // Искусствознание (Москва). 1996. № 2
  • Language in Rimsky-Korsakov’s operas // Anton Rubinstein and Nikolay Rimsky-Korsakov. Selected operas. Heilpronn, 1997
  • Стиль Рахманинова как выражение эпохи // Международная научно-практическая конференция «Эпоха Сергея Рахманинова» Тезисы. Тамбов-Ивановка, 1998
  • О некоторых проблемах изучения музыкального романтизма // Музыкальный мир романтизма: От прошлого к будущему: Материалы научных конференций. Ростов-на-Дону, 1998
  • Бочаров Ю. С. Французская увертюра в музыке эпохи барокко: Рецензия на книгу // Старинная музыка. 1999. № 1
  • Шуберт в мире Марии Юдиной // М. В. Юдина. К столетию со дня рождения: Статьи и материалы. М., 1999
  • Философия музыки А. Ф. Лосева. Итоги тысячелетнего развития // Искусство на рубежах веков. Ростов-на-Дону, 1999
  • Музыка в богословско-философской системе А. Ф. Лосева // Музыка и Библия. Киев, 1999
  • Музыка в картине мира Лосева // Образ мира – структура и целое. Логос. Философский журн. 1999. № 3
  • Романтизм в музыке XIX века (к постановке проблемы) // XIX век как литературная и культурная эпоха: Тезисы докладов. М., 1999
  • Музыка в контексте «высшего синтеза» А. Ф. Лосева // Вопросы философии. 1999. № 9
  • Мысли М. В. Юдиной о музыке // Культурология. 2000 – 3. Дайджест
  • Юдина в общении с русской религиозной философией // Музыкальная академия. 2000. № 2
  • Мария Юдина и роман А. Ф. Лосева «Женщина-мыслитель» // Невельский сборник. Вып. 5. СПб., 2000
  • Романтизм в контексте христианской культуры // Мир романтизма. Вып. 3 (27). Тверь, 2000
  • Музыка в богословско-философской картине мира Лосева // Collegium. 2000. № 1 (Киев)
  • Романтизм в контексте христианской культуры // Музыкальная культура христианского мира. Ростов-на-Дону, 2001
  • «Фауст» в музыке С. В. Рахманинова // Гёте в русской культуре XX века. М., 2001
  • Портреты композитора // Борис Григорьев и художественная культура XX века. Псков, 2001
  • The Liszt Tradition at the Moscow Conservatoire // Studia Musicologica. T. XLII, 1-2. Budapest, 2001
  • Искусство в свете мифа (изучая философию А. Ф. Лосева) // Культура в эпоху цивилизационного слома. М., 2001
  • М. В. Юдина – мыслитель о музыке // Невельский сборник. Вып. 6. СПб., 2001
  • Концерты М. В. Юдиной в критических отзывах прессы // Невельский сборник. Вып. 7. СПб., 2002
  • Музыка в философско-эстетических воззрениях Вячеслава Иванова. Прогнозы и реальность // Вячеслав Иванов. Творчество и судьба. М., 2002
  • Грешно ли христианину слушать Скрябина? // Музыкальное содержание: Наука и педагогика. Астрахань, 2002
  • Трансформация романтизма в музыке авангарда второй половины ХХ века // Мир романтизма. Вып. 6 (30). Тверь, 2002
  • Слово в фортепианных произведениях Листа // Ференц Лист и проблемы синтеза искусств. Харьков, 2002
  • Судьба рационализма в философии музыки А. Ф. Лосева // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса, т. 4. Ростов-на-Дону, 2002
  • Стиль Рахманинова как выражение эпохи // Международная научно-практическая конференция «Эпоха Сергея Рахманинова». Тамбов – Ивановка, 2003
  • Последний фортепианный опус Чайковского // П. И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Выпуск 2 / Составители П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. М., 2003
  • Фаустовская тема в музыке Рахманинова // Творчество С. В. Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры: Опыт и новые направления исследований на рубеже ХХ – ХХI веков. Тамбов – Ивановка, 2003
  • С. В. Рахманинов и фаустовская тема // Музыкант, 2003, № 4
  • Мария Юдина и музыка ХХ века // Невельский сборник. Вып. 8. СПб., 2003
  • Музыкальный смысл и его именование // Наука и художественное образование. Красноярск, 2003
  • Г. д’Аннунцио – К. Дебюсси: Религиозный сюжет в театре модерна // Гектор Берлиоз та свiтова культура. Харьков, 2003
  • В. И. Сафонов – учитель А. Н. Скрябина и Н. К. Метнера // Василий Ильич Сафонов. К 150-летию со дня рождения. М., 2003
  • On the Religious Foundations of A. F. Losev’s Philosophy of Music // Studies in East European Thought. Vol. 56, 2004. Kluwer Academic Publishers. Printed in the Netherlands
  • Мария Юдина и немецкая культура // Невельский сборник. Вып. 9. СПб., 2004
  • Лики в живописи Бориса Григорьева в связи с понятием лика в русской религиозной философии // Борис Григорьев и художественная культура ХХ века. Материалы 3 Григорьевских чтений. Псков, 2004
  • Мария Юдина в истории интерпретации старинной музыки // Старинная музыка сегодня. Ростов-на-Дону, 2004
  • Джон Кейдж и «час нуль» культуры // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. М., 2004
  • К вопросу о симфонизме // Музыкальное искусство и проблемы современого гуманитарного мышления. Вып. 1. Волгоград, 2004
  • Философия музыки как сверхрационалистическая трансмифология // Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления. Вып. 5. Волгоград, 2004
  • Мистерия и границы искусства в авангарде второй половины XX века // Музика у просторi культури. Киев, 2004
  • Искусство в свете мифа и религии. К изучению эстетики А. Ф. Лосева // Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст. М., 2004
  • «Фауст» в музыке С. В. Рахманинова // Гете в русской культуре ХХ века. Изд. 2-е, доп. М., 2004
  • Тема эйдетичности искусства в русской религиозно-философской мысли) Вяч. Иванов – П. Флоренский – А. Лосев) // Энтелехия, 2004, № 8 (Кострома)
  • К вопросу о симфонизме // Музыкальная культура и искусство. Вып. 5. Новосибирск, 2005
  • Байройт-2004: поединок с Вагнером // Музыка и время, 2005, № 5
  • О религиозных основах философии музыки А. Ф. Лосева // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов 4-го Российского философского конгресса. Т. 2. М., 2005
  • Идея «Свободной теургии» Вл. Соловьева и ее трансформации в ХХ в. // Владимир Соловьев и культура Серебряного века. М., 2005
  • Любительство как фактор музыкальной культуры ХIX века // Любительство в художественной культуре: История и современность. Ученые записки ИУБиП, 2005, № 2. Ростов-на-Дону, 2005
  • Германия // История зарубежной музыки. ХХ век. М., 2005
  • С. В. Рахманинов и фаустовская тема // Проблемы взаемодiï мистецтва, педагогiки та теорiï i практики освiти. Харьков, 2005
  • Фаустовская тема в Первой фортепианной сонате Рахманинова // Сергей Рахманинов. История и современность. Ростов-на-Дону, 2005
  • О симфонизме Брукнера и его внемузыкальных основаниях // Там же
  • М. В. Юдина и Б. Л. Яворский в истории интерпретации музыки И. С. Баха // Венок Яворскому. Саратов, 2005
  • К вопросу о симфонизме // Музыка и глобализация культуры. Минск, 2005
  • Учение Григория Паламы о сущности и энергиях и философия музыки А. Ф. Лосева // Aesthetics as a Religious Factor in Eastern and Western Christianity. Peeters. Leuven – Paris – Dudley, Mузыкальная академия, 2005
  • Стилеобразование в музыке ХХ века и проблемы симфонизма // Материалы международной конференции «III Серебряковские чтения». Кн. 1. Музыковедение, философия искусства. Волгоград, 2006
  • «Руслан и Людмила» Глинки и волшебная опера Запада (истоки и параллели) // М. И.  Глинка. К 200-летию со дня рождения. Том 2. М., 2006
  • Фортепиано в мире Глинки // М. И.  Глинка. К 200-летию со дня рождения. Том 2. М., 2006
  • М. В. Юдина и музыка XX века // Звучащая жизнь музыкальной классики XX века. М., 2006
  • К истории обработок произведений Шуберта в России // Франц Шуберт и русская музыкальная культура / Отв. ред. Ю. Н. Хохлов. М., 2009
  • Музыкально-историческая наука и образовательный процесс: о некоторых проблемах и перспективах // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 1.
  • От романтической музыкальной драмы к «тотальному музыкальному театру» авангарда. Вагнер — Штокхаузен // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 2
  • О смыслообразующей роли жанра в мире Шопена // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 3.
  • О русских теоретических концепциях истории музыки // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 2.
  • О подвижности структур в произведениях Листа: от романтической формы-процесса к «открытой» форме // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 4.
  • От Скрябина ко второму авангарду: почему все, что нас окружает, — это музыка? 2012 // Научный вестник Московской консерватории. № 3. С. 96–102.
  • Дебюсси в диалогах с Бахом и Вагнером: ощущение музыкального времени. 2013 // Научный вестник Московской консерватории. № 3.
  • Понятие прообраза художественной формы в православной философии XX века и специфика музыкального искусства // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 4. С. 7–19.