Автор: Валерий Березин

2010 № 3

Гобой родился во Франции, вошел в профессиональную музыку при французском дворе, его совершенствовали виднейшие музыканты Людовика XIV, в правление которого сложился выдающийся ансамбль «Двенадцать Больших гобоев», и Люлли впервые использовал инструмент в балетных и оперных партитурах. Королевские гобоисты играли в больших церемониалах Версаля, на балах и турнирах, в мушкетерских полках и королевской церковной Капелле. Типы и виды гобоев многочисленны, их использование в разные времена и в различных амплуа способно приоткрыть яркие фрагменты ушедшей цивилизации. Настоящая статья посвящена истории инструмента в контексте своеобразнейших традиций королевского двора, основана на источниках XVI–XVIII веков и актуальных органологических и исторических исследованиях, где пересекаются изучение инструмента, человека и общества. Цель публикации — разъяснение и уточнение фактов и обстоятельств, мало известных российскому профессиональному сообществу.

Ключевые слова: гобой, кроморн, мюзет, инструментоведение,
музыка Большой конюшни, преемственное право,
Людовик XIV, книги штатов короля

Читать полный текст (PDF) →