Автор: Александр Великовский

2011 № 4

Публикация представляет собой третий, заключительный очерк, посвященный «Гольдберг-вариациям» И. C. Баха. Анализируются различные подходы к осмыслению этого сочинения, авторы которых, исследователи, исполнители и редакторы музыки Баха XX–XXI веков, стремятся выявить скрытые пласты содержания и некую «координирующую идею» цикла. Поскольку рассматриваемые истолкования «Гольдберг-вариаций» носят субъективный характер и основаны, прежде всего, на умозрении и интуиции (историко-контекстуальные интерпретации были представлены в двух предыдущих очерках), в статье предпринята попытка систематизировать концепции подобного рода, объяснить их внутреннюю логику и определить породившие их культурно-исторические тенденции.

Ключевые слова: Иоганн Себастьян Бах, «Гольдберг-вариации», вариационный цикл,
кводлибет, баховедение, интерпретация музыкального содержания,
музыкальная культурология, числовая символика

Читать полный текст (PDF) →