Очерк II. Композиционный метод и внутренняя структура цикла

Автор: Александр Великовский

2011 № 2

Публикация продолжает серию статей, посвященных «Гольдберг-вариациям» И. С. Баха. Особенность композиционного метода, примененного автором в этом произведении, заключается в соединении двух типов варьирования — свойственного вариациям на basso ostinato и присущего жанрово-характерным вариациям. Первый проявляется в наличии басовой темы, пронизывающей все пьесы цикла, второй — в индивидуальном облике каждой из вариаций. Несмотря на стилистическое разнообразие и «пестроту», в цикле прослеживаются строгая структурированность, периодичность и симметрия. Благодаря особым стилистическим признакам, все тридцать вариаций складываются в десять групп («троек») с неизменно повторяющейся последовательностью «сюитный танец — токката — канон». В статье также прослежена история постижения исследо­вателями данной внутренней структуры.

Ключевые слова: И. С. Бах, баховедение, Гольдберг-вариации,
вариационная форма, типы варьирования,
организация вариационного цикла

Читать полный текст (PDF) →