ЦЕРКОВНЫЕ ВОКАЛЬ­НО-ХОРОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ МАЛЫХ ФОРМ

Автор: Диана Локотьянова
Аспирантка Московской государственной консерватории

имени П. И. Чайковского

2015 № 2

Аннотация

Антон Брукнер — композитор, в мировоззрении которого религия занимала очень важное место, чем и объясняется его заметный интерес к написанию сочинений в церковных жанрах. В его церковных сочинениях неоднократно обнаруживаются следы присутствия средневекового хорала. Настоящая публикация посвящена григорианским источникам в контексте стиля Антона Брукнера. В статье рассмотрены способы воспроизведения хорала в его малых церковных хорах. Также поднимается проблема соотношения брукнеровского языка и григорианского хорала. Мы пыта­емся понять, каким образом средневековый первоисточник влияет на музыкальный язык композитора.

Обнаружены две формы работы композитора с григорианским хоралом: цитирование и варьирование первоисточника. Григорианский материал создает ту или иную сте­пень музыкально-стилистического контраста по отношению к авторскому материалу. В ранних хорах еще не везде достигается стилистическое единство с первоисточни­ком. Однако же в более поздних хорах Брукнер приходит к более органичному диало­гу стилей двух исторических эпох — средневековой и романтической, где в границах малого хорового опуса достигается единство столь далеких и контрастных систем.

Ключевые слова: Антон Брукнер, григорианский хорал, малые церковные хоры, способы цитирования григорианского хорала