(к проблеме интерпретации источников)

Автор: Юлия Литвинова

2012 № 4

Средневековье оставило Возрождению в наследство путаницу в музыкальной терминологии и привычку возводить к древности многие инструменты. В статье рассматриваются свидетельства об инструментальных коллекциях А. Амади и А. Горетти, первое из которых содержится в трактате Ф. Сансовино «Венеция, град благороднейший и несравненный» (Venetia città nobilissima et singolare, 1581), а второе — ​в предисловии к сборнику табулатур А. Пиччинини (1623). Восхваляя коллекции, оба автора характеризуют инструменты как antichi и moderni. Очевидно, что «современными» названы инструменты, использовавшиеся в практике того времени. Интерпретация слова antico, напротив, составляет проблему, поскольку круг его значений простирается от недавнего прошлого до глубокой древности. Анализируя свидетельства Сансовино и Пиччинини в широком культурно-историческом контексте, автор статьи пытается установить, идет ли речь о собственно античных инструментах или о вышедших из употребления инструментах второй половины XV — ​начала XVI века. При этом обнаруживается необходимость пересмотра общепринятой интерпретации, представленной в работах Ю. фон Шлоссера и Э. Винтерница, согласно которой в коллекции Амади хранились инструменты, сделанные в подражание античным.

Ключевые слова: Агостино Амади, Франческо Сансовино, Антонио Горетти, Алессандро Пиччинини, музыкальный кабинет, музыкальные инструменты, античность, Возрождение