Автор: Елена Ровенко

2012 № 1

Настоящая публикация посвящена методологии Анри Бергсона в контексте проблематики современного гуманитарного знания. В первой части статьи анализируются критерии бергсоновского разграничения двух способов познания (рационального и интуитивного) и двух форм репрезентации его результатов (понятийная и образная). На основе образов философ разрабатывает особые качественные образы-понятия (к ним относятся знаменитые la durée и élan vital). Искусство как область человеческого духа, предельно близкая, по Бергсону, интуитивной философии, рассматривается во второй части статьи; показываются возможности применения образов-понятий для исследования художественных произведений рубежа XIX–XX веков.

Ключевые слова: Бергсон, интуитивный метод, понятие, образ, качественные понятия-образы,
первичная (философская) интуиция, длительность, жизненный порыв,
искусство, жизнь цвета, развитие материала

Читать полный текст (PDF) →