Автор: Елена Ровенко

2011 № 3

В статье предпринята попытка сопоставить модель мира, возникающую на страницах бергсоновских текстов, с моделями художественных миров К. Дебюсси и О. Редона. Именно эти мастера наиболее ярко воплотили черты нового мышления во французской музыке и изобразительном искусстве рубежа XIX–XX веков, как Бергсон — во французской философии того же периода. Основополагающие понятия бергсоновской философии — «жизненный порыв» (élan vital) и «чиcтая длительность» (la durée) — рассматриваются как ключ к пониманию особенностей искусства Дебюсси и Редона, что позволяет по-новому осмыслить категорию художественного времени, а также параметры формы и материала в творчестве названных мастеров.

Ключевые слова: А. Бергсон, К. Дебюсси, О. Редон, развитие материала, художественное время,
процессы формообразования, стихия, природа

Читать полный текст (PDF) →