Автор: Ида ГУБАЙДУЛЛИНА
Кандидат искусствоведения,
профессор кафедры специального фортепиано
Ка­занской государственной консерватории
имени Н. Г. Жиганова (1966-1993)

Предисловие Валентины ХОЛОПОВОЙ

2014 № 4

Ида Асгатовна Губайдуллина излагает исполнительский анализ Чаконы для фортепиано, написан­ной ее родной сестрой, композитором Софией Асгатовной Губайдулиной. Чакона — раннее сочи­нение автора (1962), весьма часто играемое. Ознакомившись с исполнением произведения разными пианистами, Ида Асгатовна пришла к выводу, что во многих случаях эти интерпретации не соот­ветствуют его подлинному смыслу: наряду с виртуозностью, Чакона обладает глубоко трагически­ми чертами. Решив раскрыть этот замысел молодым пианистам, Ида Асгатовна в возрасте 83 лет са­ма выучила пьесу и сыграла своей сестре, получив ее одобрение. Анализ первой редакции Чаконы (изд. 1969), отличающейся от позднейших по ритмике, представлен в виде последовательного ком­ментария ко всем основным фрагментам произведения. Автор Предисловия к статье, В. Н. Холопова приводит характеристики Чаконы, дававшиеся разными рецензентами в разное время.

Ключевые слова: С. А. Губайдулина, Чакона для фортепиано, исполнительский анализ,
фортепианная музыка XX века