традиционный музыкальный жанр
в новом инструментальном претворении

Автор: Дмитрий Голдобин

2011 № 2

Анализ двух пьес Джованни Джироламо Капсбергера из его недавно найденной (2001/2) Третьей книги для китарроне (1626) — обработок (интабуляций)
мадригалов «Ancidetemi pur» (Я. Аркадельт) и «Com’esser può» (Джезуальдо ди Веноза) — автор статьи представляет в широком историческом контексте. Показано, как вокально-полифоническая по своему происхождению музыка адаптируется к техническим и выразительным возможностям китарроне (теорбы) — инструмента группы basso continuo, приспособленного к исполнению сложной полифонической фактуры гораздо менее, чем лютня или клавишные. Рассмотрено, как полифонические пьесы-«модели» превращаются в идиоматичную и виртуозную инструментальную музыку жанра passeggiato, путем, с одной стороны, упрощения контрапунктического письма, с другой — орнаментирования фигурами, характерными для стиля теорбы. Выявлены стилистические различия в подходе Капсбергера к двум разным мадригалам и их возможные причины.

Ключевые слова: Капсбергер, Аркадельт, Джезуальдо, теорба,
китарроне, импровизация, мадригал, интабуляция,
passeggiato, диминуция/диминуирование, орнаментация

Читать полный текст (PDF) →