Ирина Сироткина
Кандидат психологических наук;
Ph. D. 
по социологии; ведущий научный сотрудник
Института истории естествознания
и техники имени С. И. Вавилова РАН

2015 №1

Аннотация

В статье проводит ся параллель между идеями двух балетов — «Весна священная» и «Алалей и Лейла». Обе идеи зародились почти одновременно, в 1910 году. Замысел первого осуществлял ся Сергеем Дягилевым, Игорем Стравинским и Николаем Рерихом. Второй создавал ся для Мариинского театра: либретто к не му писал Алексей Ремизов (он задумал сделать балет-мистерию, в жанре древнерусской языческой «русалии»); музыку сочинял Анатолий Лядов, оформлял Александр Головин, а режиссером был Всеволод Мейерхольд. Хотя обе команды — Дягилева и Мейерхольда — старались держать свои замыслы в тайне, «утечка информации» была не избежна. Михаил Фокин должен был быть хореографом и у Мейерхольда, и у Дягилева (первоначально), а Ремизов не только писал либретто «русалии», но и консультировал команду Дягилева по вопросам древнерусской мифологии. Автор статьи особенно подчеркивает роль в создании обоих балетов А. М. Ремизова, на которого в современной балетоведческой литературе обращается мало внимания.

Ключевые слова: «Весна священная», «Алалей и Лейла», русалия,
А. К. Лядов, А. М. Ремизов, С. П. Дягилев, Вс. Э. Мейерхольд