(по материалам архива композитора)

Автор: Изалий Земцовский

2012 № 4

В статье вводится в научный обиход неизвестная рукопись М. Ф. Гнесина (май 1929 года), обнаруженная автором в архиве композитора (РГАЛИ, ф. 2954, оп. 1, ед. хр. 124, лл. 35–63). Гнесин предложил оригинальный опыт построения строго организованной, по-своему симметричной ладовой системы еврейской музыки ашкеназийской традиции, взятой в ее целом, от кантиляции Библии до фольклора, в единстве всех сакральных и секулярных жанров.. Гнесиным обоснован выбор предлагаемой шестиладовой системы («еврейский гексаих») на базе трехоктавного фригийского звукоряда с учетом нетемперированного строя, мелодического (нисходящего и восходящего) движения и модуляционных возможностей, заложенных в системе.

Ключевые слова: М. Ф. Гнесин, рукопись, музыка еврейская (ашкеназийская), шестиладовая система,
проблема строя, 
правильные звуки неясной высоты