новые поэтические формы
в музыке североитальянских компо­зиторов раннего барокко

Автор: Ксения Ноговицына
Аспирантка кафедры истории зарубеж­ной музыки
Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

 

2015 № 2

Аннотация

В статье прослеживается эволюция итальянского концертного мадригала в первой половине XVII столетия с точки зрения соотношения поэзии и музыки; рассматривается влияние эстетики концертирования на текстомузыкальную форму. Показано, что в рассматриваемую эпоху собрания многоголосной музыки, озаглавленные как «Мадригалы», включали в себя, помимо собственно сочинений на поэзию высокой традиции (чьей структурной константой было присутствие одиннадцатисложника), также композиции на стихи в жанре канцонетты, отличавшиеся трофической структурой, использованием краткого, ритмически регулярного стиха. В первом случае высокому слогу и серьезности тона поэтического первоисточника соответствовала полифоническая слож­ность музыкальной ткани и пышность концертного стиля; во втором — краткие стихи и шутливый характер канцонетной поэзии воплощались в танцевальных ритмах и куплетной структуре с инструментальными ритурнелями. Сосуществование «высокой» и «низкой» поэзии в условиях эстетики концертирования привело к сближению и взаимопроникновению жанровых черт мадригала и канцонетты. В сочинения на высокую поэзию все чаще проникала танцевальная ритмика канцон­етты, и наоборот, на канцонетные стихи стали сочинять масштабные композиции, демонстрирую­щие богатую палитру техник концертирования. В статье подчеркивается влияние эстетики репрезентативности, которое проявилось в концертном мадригале через усиление драматической роли музыки, в канцонетте — через смешение высокого и низкого стилей поэзии, ставшее одним из жанрообразующих элементов кантаты.

Ключевые слова: концертный мадригал, светский концерт, XVII век, Северная Италия, канцонетта, кантата, poesia per musica, репрезентативность, Габриэлло Кьябрера, Бьяджо Марини, Джованни Валентини, Джованни Роветта