К истории новой музыки

в Италии ХХ века

Автор: Екатерина Дубравская

2010 № 2

В формировании новой музыки в Италии большую роль сыграли два выдающихся композитора — Джан Франческо Малипьеро (1882–1973) и его младший современник Луиджи Даллапиккола (1904–1975). Примечательно, что их новаторская деятельность сопровождалась углубленным интересом к историческому прошлому.

В творчестве Малипьеро нашло претворение искусство итальянского мадригала конца XVI века. Именно Малипьеро обратил внимание Даллапикколы на перспективность мадригала с позиций новейшей музыки. Вдохновленный созданиями Малипьеро, двадцативосьмилетний Даллапиккола принялся за сочинение своей первой оперы. Тогда молодому композитору не хватало опыта, чтобы осуществить подобный проект. Но на выбранные для оперы тексты Даллапиккола в течение нескольких последующих десятилетий писал камерные вокальные произведения. В отличие от большинства его итальянских предшественников и современников камерная вокальная лирика приобрела у Даллапикколы значение, равноценное опере, чего до него в итальянской музыке не было.

Ключевые слова: Малипьеро, камерная вокальная лирика Даллапикколы,
Веберн, Монтеверди, Джезуальдо, итальянский мадригал,
лауды XIII века, Якопоне да Тоди

Читать полный текст (PDF) →