романтическая концепция звука

и фортепиано Шумана

в свете исполнительских тенденций
первой трети XIX века

Автор: Владимир Чинаев

Манера фортепианной игры и особенности пианистической фактуры Роберта Шумана характеризуются в статье как одно из ярких проявлений романтической эстетики, с присущим ей стремлением запечатлеть мир в вечном становлении, в непрестанной изменчивости. Переживание бесконечности, свойственное живописи и литературе первой трети XIX века, отличает и романтический пианизм, воплотивший интуицию пространственности звука, его вселенской необъятности (что особенно хорошо заметно на фоне ясной и отчетливой артикуляции звука у представителей виртуозного «блестящего стиля», исторического предшественника и конкурента романтического пианизма). Колористические эффекты фортепиано Шумана, о которых вспоминают современники (в частности, почти непрерывное использование педали), были продолжением его композиторского опыта: в тончайших трансформациях фактуры, игре сонорных прояснений и угасаний, раскрывается внутреннее богатство самогó звука, возникает чувство беспредельного горизонта, чувство «безмерной смутной дали» (Шлегель).

Ключевые слова: Шуман, романтическая эстетика, фортепиано,
«блестящий стиль», артикуляция, педализация, фактура,
пространственность звука

Читать полный текст (PDF) →