О возможности применения
термина «попевка»
к композиторской музыке
Нового времени

Автор: Анна Булычева
Доцент кафедры истории зарубежной музыки
Московской государственной консерватории
им. П. И. Чайковского

2015 №1

Аннотация

В статье рассматривается применение древнерусского понятия «попевка» к музыке разных эпох и традиций: григорианскому пению, фольклору, авторским произведениям Нового времени. Сло­во вернулось в обиход в 1840-е годы благодаря исследователям древнерусского певческого искус­ства. В 1904 году Н. В. Смоленский обосновал возможность применения теории попевок к народ­ной песне. Его идея «мелодических моделей» (т. е. интонационного словаря) в ХХ веке получила развитие в музыкальной фольклористике. Начиная с середины века термин «попевка» стал широ­ко использоваться в работах о музыке Чайковского, Мусоргского, Рахманинова и особенно Боро­дина. При этом какая-либо теоретическая база для анализа композиторской музыки с точки зрения «попевочного мышления» отсутствует, методика исследования не разработана, критерии наличия или отсутствия «попевочности» в том или ином произведении не озвучиваются. В настоящей ста­тье формулируются основные свойства попевочного тематизма, вытекающие из положений древ­нерусской музыкальной теории и теории фольклора. Этот тематизм является формульным, прин­ципиально неавторским; он сложился в устном творчестве, причем число попевок в той или иной музыкальной системе конечно. На примерах из произведений Бородина в статье показано, каким образом такого рода тематизм может функционировать в чуждой стилевой системе: в условиях мно­гоголосной фактуры, гармонического лада, тактовой ритмики. Выдвигается идея моделирования «попевочности» в новых условиях средствами переменного лада, смешанных и переменных такто­вых размеров, перегармонизации, воспроизведения структуры «ядра» и «подвода». Мелодический материал, как правило, является при этом заимствованным (фольклорным), но может быть и сти­лизованным. Очевидно, что упомянутый комплекс приемов актуален лишь для музыки компози­торов второй половины XIX века. В иных стилевых системах, вероятно, иными являются не толь­ко источники заимствования попевочного тематизма и выбор образцов для стилизации, но также принципы моделирования контекста (фактуры, гармонии, метрики).

Ключевые слова: попевка, мелодическая формула, Бородин, Смоленский, Асафьев,
интонационный словарь, эклектика