Автор: Роман Насонов

2013 № 1

Текст главы 11 трактата И. И. Кванца «Опыт руководства по игре на поперечной флейте» рассматривает‌ся в статье как учение о музы‌кальной риторике, имеющее важное значение не только для исполнительской практики XVIII века и современного исторически информированного исполнительства, но и для истории музы‌кально-теоретической мысли барокко и раннего классицизма. Определяет‌ся место главы в общей структуре трактата, анализирует‌ся ее внутреннее строение; выявляют‌ся параллели, которые проводит автор «Опыта» между исполнительским искусством и риторическим учением о произнесении речи (pronuntiatio, Vortrag), подчеркивает‌ся ключевое значение категории «аффекта» в тексте Кванца. Отмечает‌ся присутствие в главе 11 двух важнейших представлений барочной теории аффектов — ​об аналогии душевного и музы‌кального движения, а также о применении концепции четырех темпераментов как научной основы для классификации страстей души и определения склонности людей (в данном случае исполнителей) к музыке того или иного рода — ​и оригинальность автора «Опыта» в использовании данных представлений.

Ключевые слова: Иоганн Иоахим Кванц, «Опыт руководства по игре на поперечной флейте»,
музы‌кальная риторика, аффект, темперамент, Афанасий Кирхер,
Карл Филипп Эмануэль Бах, исполнительское искусство,
динамика, артикуляция