Автор: Роман Кузьмин

В статье рассматривается один из аспектов многообразного философского творчества выдающегося деятеля русской культуры XIX века князя Владимира Федоровича Одоевского (1804–1869). Признанный классик музыкальной критики, один из идеологов Московской консерватории, Одоевский в своих суждениях о музыке исходил из философской установки особого рода. Несмотря на различия позиций Одоевского в разные периоды творческого пути, исходная мысль его «философии музыки» оставалась неизменной. Это установка на целостность взгляда: музыка может стать предметом науки, только если будет рассматриваться в как можно более полном контексте — ​историческом, этнографическом, эстетическом, физикалистском и т. д. Эту интуицию Одоевский почерпнул у ранних немецких романтиков и идеалистов, у них же он взял идею органического развития в противовес механическому. Успех Одоевского как музыкального критика, открывшего музыку Глинки, и первопроходца в исследовании русской музыки в немалой мере обусловлен его философской подготовкой, редкой в тогдашней России. Установка на целое в позднем творчестве Одоевского — ​это регулятивная идея, однако в музыкальной педагогике, в частности в беседах 1862 года, которые посещал Н. Г. Рубинштейн, она реализована как методический принцип.

Ключевые слова: В. Ф. Одоевский, философия музыки в России, единая теория искусства,
М. И. Глинка, философия образования