Автор: Юрий Захаров
Кандидат искусствоведения; доцент
кафедры истории и теории музыки
Академии хорового искусства имени
В. С. Попова

2015 №1

Аннотация

Статья посвящена разработке и практическому применению нового метода анализа мелодии, основанного на преобразовании и развитии теории Г. Шенкера. Редуцируя фактуру к строгому гармоническому четырехголосию и прослеживая за ним действие линий переднего, среднего и глубинного планов, автор статьи рассматривает мело­дию как особую линию, движущуюся между разными голосами и взаимодействую­щую с шенкерианскими линеарными ходами. Помимо этого, в статье предлагается новый способ отображения формы мелодии с помощью схем, сочетающих нотные и графические элементы; вводятся понятия «динамический треугольник», «мелодиче­ский амбитус», «твердая часть», отображающие движение мелодии в контексте лада.

Ключевые слова: мелодия, линеарно-гармонический анализ, лад, амбитус, Г. Шенкер, Ф. Шуберт