(на материале пещерных храмов Махараштры)

Автор: Дарья  Воробьева

2013 № 4

Статья посвящена интерпретации образов небесных музыкантов в скульптуре Индии эпохи раннего средневековья, основанная на сопоставлении визуального материала и литературных источников. В статье анализируются рельефы пещерных храмов Махараштры —  преимущественно Аджанты, Эллоры и Аурангабада, —  принадлежащие трем основным религиям этого периода: индуизму, буддизму и джайнизму. Помимо того что гандхарвы, апсары и киннары тесно связаны с музыкальной традицией, их образы, вдохновляя авторов в течение веков, впитали в себя многочисленные смыслы и имеют несколько уровней прочтения, раскрыть некоторые из них и ставит своей задачей автор статьи.

Ключевые слова: индийское искусство, небесные музыканты, гандхарва, апсара, киннара, Эллора, Аджанта, Аурангабад, пещерные храмы, индуизм, джайнизм, буддизм, иконография, скульптура,
религиозное искусство, вина, музыкальные инструменты, этномузыковедение