Автор: Елена Ровенко

2014 № 3

Один из ориентиров эстетики Никола Пуссена, декларируемой им в письмах, — выступает идущая от ан­тичности теория модусов, которую художник почерпнул из музыкального трактата Дж. Царлино «Уста­новления гармонии». Несмотря на постоянный интерес исследователей к данному факту, ранее никем еще не ставился вопрос, каким именно образом данная теория актуализуется в творческой практике Пус­сена, определяя внутреннюю музыкальность его полотен.

Вслед за итальянским теоретиком художник рассматривает модус в общелогическом смысле, как ра­циональный метод организации некоторой вещи и способ ее упорядоченного бытия, актуализуя кон­цепты ratio и ordo в контексте классицистической эстетики. При этом Пуссен почти отождествляет по­нятие модуса с «мерой», согласно которой следует «устраивать» любую прекрасную вещь, в том числе и живописное произведение. Тут видны отголоски аристотелианства.

Но мастером учитываются и локальные значения этого слова (модус как стиль или манера выражения): Пуссен переносит свойства конкретных музыкальных ладов в сферу изобразительного искусства. Ори­ентиром для экстраполяции служит этос лада, позволяющий вывести определенные соотношения меж­ду характером того или иного модуса и подходящим типом сюжетов. И хотя барочный принцип varietas оставляет возможности для вариативного воплощения какого-либо модуса, возможно вывести такие параметры художественного произведения, которые позволяют интерпретировать полотно как «звуча­щее» в конкретном ладу. Среди них первое место занимают особенности метроритмической организа­ции целого: визуально ощущаемый темп чередования композиционных элементов; степень регулярно­сти ритмической канвы; метрический картины; бинарное или тернарное членение композиции; наличие и вид композиционной симметрии. На «звучание» полотна влияет и его цветовая структура (колори­стические рифмы; доминирующий тон; цветовая гамма). На основании анализа полотен Пуссена мож­но сделать вывод об особенной роли дорийского модуса, воплощающего с наибольшей полнотой кате­горию порядка — равно значимую и для античности, и для французского классицизма — и совершеннее иных ладов актуализует родовое значение слова «модус».

Ключевые слова: музыкальный модус, Пуссен, Царлино,
композиция живописного произведения,
колористическая и метроритмическая
структура картины