Автор: Константин ЗЕНКИН

2011 № 2

Как известно, музыкознание подразделяется на теоретическое и историческое. В Германии теоретическое музыкознание называют «систематическим» и также противопоставляют историческому. Такое разделение, по-видимому, является своеобразным отражением издавна принятого деления всех наук на «точные» и «гуманитарные», с явно или неявно подразумеваемым предпочтением «точных» наук, использующих в той или иной мере математический аппарат.
Отнесение музыки к математическим наукам, имевшее место в Средневековье (квадривиум: музыка, арифметика, геометрия, астрономия, ― в противоположность тривиуму: грамматике, диалектике и риторике), имело совершенно объективные основания в математически точном освоении и расчислении музыкальной материи — звукоряда, интервалов, ладов, ритмов etc. И даже в Новое время,
когда математический статус музыки ушел в прошлое, многие музыкальные «технологические» теории (например, теория подвижного контрапункта С. И. Танеева, учения о гармонии и метрике Г. Римана, учения о ладах Б. Л. Яворского, О. Мессиана и др.) обладали той систематичностью, точностью, самодостаточностью и законченностью, которая присуща построениям математики.

Читать полностью (PDF) →