от XVI к XIX веку

Автор: Пьер Джузеппе Джиллио
Перевод Анны Кучиной

2013 № 1

В статье рассматривает‌ся взаимодействие между стихосложением и музы‌каль­ным ритмом в итальянской во‌кальной музыке. Особое внимание уделяет‌ся стихам короткой и средней длины. Исключенные из поэзии высокой традиции (poesia aulica), которая с XIV по XIX век ограничивалась использованием 11-сложников и их полустиший, они появляют‌ся в поэзии, связанной с музы‌кальными жанрами (poesia per musica): фроттолой (в конце XV века) и канцонеттой (в начале XVII века). Вскоре Г. Кьябрера дополнил дактилический 6-сложник и анапестический 10-сложник ямбическими и хореи­ческими размерами — ​вероятно, по просьбе музыкантов.

Впоследствии стихи короткой и средней длины использовались главным образом в оперных либретто; их развитие постепенно шло в сторону стандартизации, которая была достигнута в творчестве П. Метастазио. Со своей стороны, композиторы, начиная со второй половины XVIII века, обычно использовали ритмические структуры протяженностью в два такта — ​таким образом, чтобы два главных ударения стихотворной строки попадали на сильные доли. Это вело к возникновению в во‌кальной музыке квадратного периода. Новая система обеспечивала автоматическое совпадение музы‌кального и стихотворного акцентов. Редкие случаи нарушения просодии, отмечаемые в научной литературе, почти всегда обусловлены отклонениями от норм стихосложения.

Однако в XIX веке, в тот момент, когда мелодика становит‌ся полностью единообразной в ритмическом отношении (а правила предписывают пользо­вать‌ся одним и тем же ритмическим инципитом), метрические системы в поэ­зии и в музыке, уже достигшие высокого уровня совместимости, обнаруживают в своем развитии противоположные тенденции и потому их «взаимоотношения» складывают‌ся по-новому.

Ключевые слова: музы‌кальный ритм, стихосложение, стихи короткой и средней длины,
фроттола, мадригал, канцонетта, история оперного либретто, Г. Кьябрера,
П. Метастазио, квадратный период