Автор: Дмитрий Голдобин

2012 № 1

В статье подробно анализируются обозначения аппликатуры правой руки в прижизненных изданиях музыки голландского лютниста Никола Валé (ок. 1583–ок. 1642). Использование этим автором двух систем нотации: традиционной для Ренессанса (предполагающей исполнение быстрых пассажей чередованием большого и указательного пальцев правой руки) и рекомендуемой в трактатах эпохи барокко (исполнение соответствующих мест чередованием среднего и указательного пальцев), — требует комментария на тему, предполагал ли Вале применение различных исполнительских техник в своих сочинениях, или же указанные различия в нотной записи — мнимые. По рассмотрении ряда гипотез представляется возможным объяснить разницу в аппликатурных обозначениях случайностью, связанной с различной степенью подробности нотации: неполной в первом случае и полной — во втором. Вероятно, что уже к 1615–1620 годам новая техника правой руки стала для Вале и многих других лютнистов основной.

Ключевые слова: Вале, Безардус (Безар), Пиччинини, «Тайна Муз», лютня (7-хорная, 8-хорная, 9-хорная, 10-хорная), табулатура, аппликатура, техника правой руки, пассажи, диминуции, (полифоническая) фантазия, вариации, пассамеццо, куранта, хорал, псалом, барокко

Читать полный текст (PDF) →