Автор: Дмитрий Голдобин

2013 № 2

Немецкая органная табулатура — ​как «старая» (XV — ​середина XVI в., с верхним голосом, выписанным нотами, и остальными голосами-буквами), так и «новая» (появившаяся в середине XVI века, с буквенной нотацией для всех голосов), по природе своей обладает хорошими возможностями точной, «полинейной» передачи горизонтально ориентированной полифонической фактуры — ​собственно, такими же, как и классическая партитура. Это ее свойство должно было оказаться особенно ценным при переложении  для клавишных инструментов (интабулировании) вокальных полифонических произведений. Однако в источниках XVI–XVII в. мы часто видим сосуществование «партитурного» принципа (ясной передачи голосоведения) с собственно «табулатурным» (учитывающим прежде всего инструментальную специфику). Методы интабулирования вокальной полифонии и обращения с табулатурой как формой нотации существенно меняются на протяжении XVI–XVII в. Если в источниках начала XVI в. каждая строчка табулатуры, как правило, отражает тот или иной голос полифонического ансамбля точно и в целостности («партитурный» принцип), то начиная с середины века, а в особенности в его конце и в XVII столетии методы транскрипции становятся более разнообразными и часто более свободными. Иногда, как и прежде, голоса полифонии точно переводятся в табулатурные строчки, образуя «буквенную партитуру» — ​скорее полифункциональную, чем специфически органную транскрипцию. Но во многих случаях (если не в большинстве) «партитурному» принципу предпочитается собственно «табулатурный», упрощающий (и искажающий) полифонию на письме в целях облегчения чтения, исполнения, а также копирования. Упрощения бывают двух типов:  (1) «раскрещивание» голосов полифонии для их более легкого чтения и распределения между руками;  (2) сокращение количества голосов, в первую очередь при переложении произведений на 6 и более голосов (а в особенности многохорных). Крайняя степень выраженности этих тенденций — ​пересочинение всей многоголосной фактуры на основе гармонии оригинала или сведение полифонии к контурному двухголосию (сопрано и бас).

Ключевые слова: орган, клавир, интабуляция, табулатура
(старонемецкая, новонемецкая), партитура,
полифония, голосоведение, многохорность.