Автор: Дмитрий Голдобин

2012 № 2

Статья посвящена обработкам полифонических вокальных произведений для «несовершенных» (в плане полифонических возможностей) щипковых инструментов — ​4-хорной гитары и цистры, в эпоху Возрождения. «Несовершенство» этих инструментов — ​относительно узкий диапазон и иные технические ограничения в полифонической игре (такие, как плектровая техника на цистре) — ​компенсировались их популярностью, приведшей к стремлению создать для них достойный репертуар на основе самых известных и излюбленных полифонических песен, а иногда и духовных произведений (мотетов). Авторы обработок идут разными путями в стремлении передать на гитаре или цистре сложное многогоголосие. Одни переносят голоса на октаву или сокращают их, не смущаясь возникающим неправильностям в гармонии и голосоведении (Ле Руа, Морле — ​в интабуляциях для гитары, Фалез и другие — ​для 4-хорной цистры), другие избирают для обработки более простые, 2-3-голосные модели (гитара: Горлье, отчасти Ле Руа), третьи не столько «интабулируют» полифонию вокального первоисточника, сколько глубоко ее перерабатывют, с тем, чтобы приспособить ее к инструменту без потери в качестве контрапунктического письма (Горлье, для гитары). К концу XVI века появляются также 6-хорные модели цистры (Каргель, Вирки), сравнимые по полифоническим возможностям с таким «совершенным» инструментом, как лютня.

Ключевые слова: Возрождение, интабуляция, 4–хорная («ренессансная») гитара, цистра,
«совершенные» инструменты, «несовершенные» инструменты, полифония

Читать полный текст (PDF) →