(к проблеме музыкальных истоков вердиевской трактовки)

Автор: Анастасия Поспелова 
Преподаватель теоретических дисциплин,
заведующая теоретическим отделом
Детской музыкальной школы имени
Б. В. Асафьева

115446, г. Москва, Коломенский проезд, д. 16

      Аннотация

Статья посвящена изучению трактовки амплуа отцов и дочерей в итальянских операх semiseria первой половины XIX века. Как известно, именно в XIX веке эта родственная пара стала значимой для драматургии опер, что особенно очевидно на примере многих опер Дж. Верди. Как полагают зарубежные исследователи, сентиментальная вердиевская трактовка отношений отцов и дочерей не имела музыкальных истоков. Интерес Верди к этим амплуа, по их мнению, обусловлен общими историческими (внимание к теме семьи, изменение функции семьи в обществе) и частными биографическими (ранняя смерть детей Верди) причинами. В статье представлен нетрадиционный взгляд
на этот вопрос: в качестве музыкальных истоков вердиевской трактовки привлекаются оперы композиторов предшествующего поколения, в которых репрезентации семейных отношений уделено едва ли не главное внимание, — оперы semiseria Ф.Паэра («Аньезе»), Дж.Россини («Сорока-воровка»), В.Беллини («Сомнамбула») и Г.Доницетти («Эмилия Ливерпульская», «Линда ди Шамуни»).
В статье подробно охарактеризованы носители амплуа отцов и дочерей из этих опер, рассмотрены типичные сюжетные мотивы и ситуации с их участием, выявлены сходства в текстах либретто и строении музы кальной формы дуэтов отцов и дочерей. В результате исследования установлено, что характерные особенности этих сцен, а также трактовка амплуа отцов и дочерей из опер
semiseria были адаптированы Верди в его операх.

Ключевые слова: Дж. Верди, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти,
Ф. Паэр, амплуа, опера semiseria, la solita forma