К ВОПРОСУ О СТИЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Автор: Владимир Чинаев

2014 № 2

Кажется очевидным, что исполнительское искусство Рахманинова связано с поэ­тикой салонно-концертного пианизма раннего ХХ века. Однако псевдороманти- ческий «лексикон» выразительности уходящей эпохи в рахманиновских интерпре­тациях приобретает принципиально иное стилевое и смысловое значение. В связи с этим в статье акцентируется внимание на художественном отстранении, иронии, эстетизме; анализируются другие особенности стиля Рахманинова-пианиста. Воля к формостроению, внимание к звуковой архитектонике, интеллектуализация музы­кально-исполнительского процесса в целом еще в 1940-е годы давали современни­кам Рахманинова (Н. Метнер, Б. Асафьев и др.) повод говорить о создании «подлин­но современного пианистического искусства». Тенденции искусства интерпретации последующих десятилетий подтверждают: стилевые черты пианизма Рахманинова органично входят в исторический контекст музыкально-исполнительского интел­лектуализма ХХ века.

Ключевые слова: Рахманинов-пианист, салонный псевдоромантизм,
эстетизм, музыкально-исполнительский интеллектуализм