Автор: Роман Насонов

Произведения двух великих русских композиторов, учителя и ученика, рассматриваются в статье как попытки воплотить образы народной веры: Бельский и Римский-Корсаков ищут ее во «тьме» народного сознания и воссоздают как целое с помощью «далеко идущих дополнений»; Стравинский представляет народную веру в том виде, как она является трезвому и даже немного циничному наблюдателю. Тем не менее, в обоих случаях, при всем стремлении авторов с максимальной точностью придерживаться стилистики русского фольклора (духовных стихов в опере, свадебных песен в хореографических сценах), художественное целое выражает смыслы, актуальные для философско-религиозных поисков и дискуссий в среде русской интеллигенции. Римский-Корсаков и Бельский предлагают вниманию образованной пуб­лики веру, в их видении более совершенную, чем обычаи и догматы официальной церкви (при этом красота преображенного мира в их сочинении несет на себе печать трагического ухода от действительности). Стравинский и Дягилев преподносят «Свадебку» иностранцам как картины «подлинного православия», возможно, в скрытой полемике с нигилизмом старшего поколения интеллигенции.

Ключевые слова: Н. А. Римский-Корсаков, В. И. Бельский, И. Ф. Стравинский, «Свадебка», 
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», история русской оперы,
Русский балет С. П. Дягилева, «народная вера», старообрядчество, либретто