Автор: Наталия СИМАКОВА

2011 № 2

Я твердо уверена в том, что:

1. В ближайшие годы в учебном плане (имеется в виду, прежде всего, вузовский курс) не появятся дополнительные часы для изучения полифонии. Более того, их число, скорее всего, даже убавится, сократится…
2. У студентов все меньше и меньше будет времени и возможностей для подробного, обстоятельного изучения содержания томов «Истории полифонии» Ю. К. Евдокимовой, Т. Н. Дубравской, В. В. Протопопова, как и моих трех выпусков «Контрапункт строгого стиля и фуга». Все эти книги, в лучшем случае, явятся материалом для особо дотошных, любознательных натур, любителей
читать от корки до корки, которых, к сожалению, становится с каждым годом все меньше и меньше (но они, что радует, все же есть!). Иначе говоря, вышеперечисленные книги переходят в разряд книг для педагогов и исключительно трудолюбивых, весьма редких студентов.
3. Необходимо создание новых учебников и учебных пособий, значительно отличающихся от существующих ныне:
а) с достаточно равномерно представленным (в процентном отношении) материалом, касающимся полифонии разных веков и разных стран и, конечно же, с обязательным включением в круг нализируемой музыки произведений
последних десятилетий;б) содержащих новые данные, новые научные положения, описанные
в трудах (книгах, диссертациях, статьях) последних двух–трех десятилетий: исследованиях как отечественных, так и зарубежных специалистов, посвященных проблемам музыкального языка, специфике разных художественных направлений, стилей, особенностям техники письма;
в) наделенных более гибким, тонким подходом и к самому учебному процессу, и к практическим заданиям, которые должны быть ориентированы на профессиональные нужды музыкантов в постижении специфики контрапункта и форм его бытия в разные исторические эпохи (речь идет о применении цифрованного баса, о введении практики импровизации и овладении другими формами
контрапункта).
Наконец, нельзя забывать и о тех, кого уже на протяжении нескольких десятилетий вообще лишили курса полифонии. Так, в Московской консерватории (думаю, что аналогичным образом обстоят дела и в других музыкальных вузах) полифонию перестали изучать духовики и струнники (как известно, сплошь и рядом исполняющие не только произведения, содержащие полифоническую технику, но и конкретные полифонические жанры). Никогда, по-моему, этот предмет не входил и в учебные программы, предназначенные студентам вокального факультета.

Читать полностью (PDF)