Автор: Сергей Лебедев
Кандидат искусствоведения,
доцент Мо­сковской государственной консервато­рии
имени П. И. Чайковского,
Ведущий научный сотрудник Научно-исследова­тельского
центра методологии истори­ческого музыкознания

2015 №1

Аннотация

«Послание о незнакомом распеве» (Epistola de ignoto cantu) Г видо Аретинского — один из самых известных трактатов о музыке эпохи Средневековья. Именно здесь Гвидо ввел в употребление слоговые обозначения нот ut re mi fa sol la, которыми музыканты пользуются и поныне. Парадоксальным образом, до самого недавнего времени ори­гинал приходилось изучать по ненадежному и неполному изданию XVIII века Мар­тина Герберта («Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum»). В основу нового русского перевода положены критические издания «Послания» Долорес Пеше (1999) и Анджело Рускони (2008). Кроме пересмотренного текста, новые издания содержат целый ряд нотных примеров, которые ранее в музыкальной медиевистике не прини­мались во внимание. Перевод сопровождается справочными и научными коммента­риями и несколькими аннотированными цветными факсимиле. В рамках Введения ав­тор статьи выбирает несколько специфически Гвидоновых терминов из «Послания», на этих примерах обсуждает методы трансляции старинного знания в современном русском языке. Во Введении также дан краткий обзор важнейших тем наследия Г ви­до в целом, с учетом достижений новейшей «гвидоники», привычно дифференциру­ющей расхожие мифы о Гвидо и подлинный вклад итальянского музыканта.

Ключевые слова: Гвидо Аретинский, история музыкальной науки, гармония,
музыкальная терминология