Автор: Анна Демидова

2014 №1

В раннем творчестве Гайдна можно выделить особый жанровый тип симфоний с концер­тирующими инструментами. К данному типу относятся симфонии с солирующей партией или партиями по крайней мере в медленной части (в некоторых принцип концертирова­ния может распространяться и на другие час­ти). Таких симфоний у Гайдна восемь — № 6, 7, 72, 31, 36, 13, 24 (отчасти этот тип инстру­ментовки сохраняется еще в двух симфониях — № 30 и 41). Особое внимание автор статьи уде­ляет вопросу жанровой атрибуции: инстру­ментовка и форма в гайдновских симфониях с концертирующими инструментами сравни­ваются как с хронологически более ранним барочным концертом, так и с более поздней классической концертной симфонией. Также в работе дается обзор связанных с соло обо­значений в партитурах, анализируется выбор инструментов солистов и характер солирую­щих партий.

Ключевые слова: Гайдн, симфонии с концертирующими инструментами, барочный концерт, концертная симфония, инструментовка, соло,
principale, concertato, obbligato