Автор: Григорий Моисеев
Кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник
Научно-издательского центра «Московская консерватория»
125009, Москва,
ул. Большая Никитская, д. 13/6

2015 № 3

                     Аннотация

В статье изложены результаты изучения подносного рукописного экземпляра Двенадцати романсов ор. 60 П. И. Чайковского, изготовленного в сентябре 1886 года по заказу композитора специально для императрицы Марии Федоровны (адресата посвящения этого опуса). Воссоздана предыстория его возникновения на основе переписки П. И. Чайковского с П. И. Юргенсоном и с великим князем Константином Константиновичем (поэтом К. Р.), который выступал в роли посредника между композитором и императрицей. Многие архивные документы публикуются впервые. Среди них дневниковые записи К. Р. и его письмо к Чайковскому от 12 сентября 1886 года — неотъемлемое звено их знаменитой переписки, ранее не попадавшее в поле зрения исследователей. Подносной экземпляр содержит инскрипт Чайковского и пометы разных лиц, в том числе самого автора. Таким образом, в научный оборот впервые вводится неизвестная ранее авторизованная копия Двенадцати романсов. Современная музыкальная текстология придает авторизованным рукописным копиям автономный статус. В статье дано подробное описание авторизованной копии, предпринято ее сравнение с другими источниками нотного текста — автографом и первым изданием, атрибутирован ряд помет. Другой аспект статьи — бытование подносного экземпляра Двенадцати романсов в контексте дворцовой музыкальной культуры конца XIX века. В заключение сделана попытка проследить его историю в связи с трагической судьбой императорских библиотек в XX веке (в настоящее время экземпляр хранится в Научной библиотеке Государственного Эрмитажа). Самостоятельную ценность имеет приложение к статье, в котором впервые публикуется факсимиле авторизованной копии трех романсов ор. 60 — № 6 «Ночи безумные», № 7 «Песнь цыганки», № 8 «Прости».

Ключевые слова: П. И. Чайковский, П. И. Юргенсон, Н. Л. Лангер, Ю. Ф. Абаза, Государственный Эрмитаж, Пушкинский Дом,
Романовы, переписка, императорские нотные библиотеки,
дворцовая музыкальная культура, подносной экземпляр,
Двенадцать романсов ор. 60, императрица Мария Федоровна,
великий князь Константин Константинович,
авторизованная рукописная копия,
текстология, источниковедение

Читать полный текст (PDF) →